Крепость Нимрод или Крепость Нимрода, (арабск. Калаат аль-Субейба, Калаат аль-Шубейба или аль-Субейба, или Калаат Нимрод, «Замок на Большой Скале»; ивр. מבצר נמרוד, Мивцар Нимрод) средневековая крепость, расположенная в северной части Голанских высот, на гребне высотой около 800 м над уровнем моря.
История крепости
-По книге И. Торика "Энциклопедический путеводитель по Израилю"
За Баниасом на крутом отроге стоит мамлюкская крепость Субейба, которую сегодня арабы называют Калаат Нимруд - крепость Нимрода, в соответствие с восточными легендами. Согласно преданиям, крепость была построена легендарным охотником Нимродом. Отсюда и название: «Крепость Нимрода» (по-арабски «калаат» - крепость). Крепость стоит на отдельной горке над крутым берегом реки Саар, которая отделяет Голаны от массива горы Хермон и называется по-арабски вади Накеб. В этом районе было много древних вулканических процессов, лавовые дайки которых со временем превратились в слои глины -аквиклюда, поэтому здесь много родников и источников. Количество осадков здесь - около 1000 мм в год. Вокруг замка - десять огромных водных цистерн, следы которых видны до сих пор.
До недавнего времени считалось, что этот замок - самая северо-восточная застава королевства крестоносцев. Однако сейчас выяснилось, что построили ее вовсе не крестоносцы, а мусульмане - сначала айюбиды, а затем перестроили и укрепили мамлюки. Но до появления той крепости, руины которой мы видим сегодня, немного ниже и ближе к Баниасу стоял другой замок, также очень известный в истории, который часто путают с Субейбой.
Старая крепость много раз переходила из рук в руки и одно время ее занимали - в 1126 г. - знаменитые ассасины, от испорченного «хашишин» - гашишники. С помощью гашиша духовный глава исмаилитов, Старец Горы, добивался верности и готовности идти на смерть. Борьба Саладина с исмаилитами закончилась миром после ночного визита Старца к Саладину.
Старец принимал у себя даже Ричарда Львиное Сердце, на глазах которого Старец приказал своим воинам совершать самоубийства, пока Ричард не взмолился, прося прекратить это. Тогда этот замок назывался Баниас. Однако позже в Дамаске начались гонения на ассасинов и те заключили договор о взаимопомощи с крестоносцами.
В 1129 г. исмаилиты передали замок крестоносцам и в нем сидел Рене де Брос, родственник Вильгельма Завоевателя. Через три года замок заняли мусульмане Дамаска и поставили правителем Ибн Тургута. Ибн Тургут переметнулся на сторону султана Мосула - врага Дамаска.
В 1140 г. на штурм крепости выступило объединенное войско христиан и мусульман Дамаска под командованием курда Зенги. Город был взят после кровавой осады. Это послужило началом военному союзу Иерусалима и Дамаска, а Баниас стал местом совместных встреч и развлечений.
В 1151 г. здесь произошел бой крестоносцев-госпитальеров с туркменами, а в 1157 г., во время очередного конфликта с Дамаском замок начал вновь отстраиваться, но был захвачен и полностью уничтожен войском Нур ад-Дина. Крестоносцы считали Баниас очень важной, ключевой точкой, и сначала Луи Седьмой, а затем Луи Девятый многократно пытались захватить это место - но безуспешно. Мы знаем, со слов мусульманского путешественника Ибн Джабира, побывавшего здесь в 1184 г., что на тот момент никаких укреплений на месте замка не было.
Описания 1202 и 1219 гг. также о крепости не упоминают. Лишь в 1238 г. марсельский архиепископ пишет в своем дневнике, что от Дамаска до Цфата нет ни одного замка, кроме Субейбы. Самая древняя надпись, найденная в самом замке, относится к февралю 1228 г., что и можно считать началом его строительства - «построил Осман эль-Азиз при переходе власти от Муазема к эль-Камелю». Верхняя часть крепости - донжон, высотой в два этажа, который здесь называют Башура, построен арабами Салах ад-Дина в 1228 - 1230 гг. Нижняя часть замка вместе с круглыми башнями достроена много позже, только после монгольского нашествия, мамлюком Байбарсом.
Его перестройка закончена в 1260 г. Раскопки здесь проводились несколько лет, под руководством Рони Элленблюма, однако до сих пор раскопана лишь нижняя, мамелюкская часть крепости. При раскопках не найдено абсолютно никаких следов крестоносцев, несмотря на то, что замок находился в их руках достаточно долго. Разница между строительством айюбидов и мамелюков достаточно хорошо видна: мамелюки строили тщательнее, не использовали маленьких камней, хорошо обрабатывали поверхность строительных блоков. За пример для своей архитектуры мамелюки брали иродианское строительство на Храмовой горе, с которым были хорошо знакомы. Как правило, мамелюки строили круглые башни -единственное исключение - квадратная башня, которую иногда называют «тюремной».
Считается, что в 15 в. мамелюки держали здесь политических и административных заключенных. Здесь найдены принадлежности для курения гашиша турецкого периода - 16 в. Около северо-западной башни, которая когда-то служила дворцом мамелюкского военного правителя Билика, найдена огромная надпись - частью еще в 19 в., частью при раскопках 1996 г. - и теперь стало возможным ее прочитать. Надпись эта сделана по приказу султана Байбарса.
Из этой башни ведет ныне открытый тайный ход наружу, за крепостные стены, ход, построенный во времена Билика из мощных камней, которым не повредили даже землетрясения. Такой ход называют «потерна» и для его строительства использовались фигурные блоки весом до 38 т.
Крепость находилась в руках мусульман вплоть до 16 в., когда была оставлена в результате крупного землетрясения. К концу прошлого века находилась уже на территории, принадлежащей друзам и выкупленной позже по приказу барона де Ротшильда. Друзы ушли жить в Маждаль Шампс.
В 1867 г. здесь побывал американский писатель Марк Твен, путешествовавший по Святой Земле, и замок, который тогда еще называли Баниас и не знали, кто его построил, был единственным местом, которое понравилось в Палестине знаменитому сатирику.
Евреи называют это место крепостью Нимрода в память о Нимроде, библейском царе, который по преданию жил в этих местах: «Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом].» (Быт. 10:8-9)